Интервью Валентина Берлинского газете «Культура»

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ: «И тогда Рихтер изумленно спросил меня: «Валя, а Вы что, не любите музыку?»

- Валентин Александрович, как вы считаете, для нашей страны годится западная система поддержки искусства через спонсорскую помощь?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- Я не уверен в эффективности этой поддержки в условиях сегодняшней России. Иное дело, меценатство, традициями которого была когда-то богата наша земля. Сейчас меценатов нет, государство в полной мере не в состоянии поддерживать культуру, а спонсоры... У нас ведь нет сознания того, что искусство надо поддерживать, - эту мысль нужно взращивать, воспитывать, чего трудно ожидать сегодня.
Я остаюсь оптимистом в другом: верю в талант русского народа. Вижу, как горят глаза у моих учеников, как чутко отзываются их души на прекрасное. Это вселяет надежду.

- Однако российская исполнительская школа обескровлена массовым отъездом наших музыкантов за рубеж...

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- Пока нет стабильности в стране - это неизбежно. Вот уже третий из воспитанных мною квартетов - "Романтик-квартет" (кстати, лауреат 1-й премии последнего Конкурса имени Д.Д.Шостаковича) уезжает в США на стажировку. И я их благословляю, но говорю при этом: "Не забывайте, что вы родились здесь и остаетесь частью культуры России".
Да, надо обогащаться новыми впечатлениями, ездить побольше, быть открытыми миру. Но и уехать-то можно по-разному. Уехал Ростропович, получил мировое признание, заработал своим трудом большие деньги. Но он остался русским человеком, все эти годы он был частью духовного потенциала своей страны... Такого я не могу сказать о некоторых других наших больших музыкантах.
Поверьте, я против "квасного" патриотизма. Не просто любить березки, но ощущать себя внутри своей страны, где ты родился, делать что-то для того, чтобы помочь ей, - вот для меня смысл патриотизма (прекрасного слова, которое, к сожалению, «запачкали»).

- Мы вправе гордиться тем, что отечественная исполнительская школа оказала огромное влияние на мировую культуру. Однако сегодня западный рынок оказался перенасыщенным российскими музыкантами, которым все чаще ставят в упрек отсутствие высокого профессионализма.

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- На Западе существует слушательский спрос, есть критики, которые пишут о концертах непредвзято. Другое дело, что тенденции в обществе, такие, например, как боязнь высокой конкуренции с русскими музыкантами, могут оказывать влияние и на критиков, да и субъективизм присутствует. И всё же такого беспредела, как у нас в средствах массовой информации, там нет.
Иногда в России заказные статьи под стать заказным убийствам. Я не исключаю, что рецензии, написанные на последние концерты моего друга Мстислава Ростроповича, носят заказной характер.
Что же касается наших музыкантов на Западе, думаю, что и сейчас их уровень и авторитет достаточно высоки. Есть другая опасность, которой мы должны противостоять и которая идет от неприглядных сторон бизнеса, разъедающих душу искусства: поменьше, побыстрее сыграть и побольше получить.
Это касается, к примеру, нынешних американских квартетов, технологический уровень которых очень высок. Так, недавно я был на концерте одного из ведущих ансамблей в мире - "Гварнери-квартета", и вынужден был уйти после первого отделения: уже своим выходом на эстраду они как бы делали одолжение публике. Когда же заиграли, то возникло ощущение, что артисты не любят музыку, которую исполняют. Квартет Моцарта они попросту "ужали", видимо, для экономии времени не повторив ни одного раздела, как это было указано автором. Такой подход, явно рассчитанный на заигрывание со слушателем, меня поразил.
Сразу вспомнился случай, который я рассказываю ученикам на мастер-классах. В 50-м году мы репетировали со Святославом Рихтером Квинтет Шумана. Я, по неопытности ли, по глупости, спросил: "Слава, мы будем повторять экспозицию?" И Слава, откинувшись в изумлении на спинку стула, ответил вопросом: "Валя, а Вы что - не любите музыку?" Это был хороший урок. Ведь повторение материала - не просто дань традиции, форма, а естественное течение композиторской мысли.
Смею утверждать, что Квартет имени Бородина делает все возможное, чтобы искусство не стало похожим на красиво упакованную безделушку. И если мы говорим о славных традициях нашей исполнительской школы, то должны осознавать, что традиции эти и существуют для того, чтобы наполнить своим глубоким духовным смыслом сегодняшний день, подвигнуть его на новые взлеты.

Беседу вел Геннадий КОПЫЛОВ
27 января - 2 февраля 2000г.


Вернуться назад.



Hosted by uCoz