Интервью Валентина Берлинского изданию "Газета"

Валентин Берлинский: "Моя задача - сохранение традиций"

В среду Квартет имени Бородина отмечает 80-летие Валентина Берлинского, бессменного виолончелиста и одного из основателей ансамбля. Согласно летописи, которую Валентин Александрович ведет уже более полувека, для "бородинцев" юбилейный концерт станет 5965-м. Двумя днями ранее коллектив отметил свое 60-летие.
Перед выступлением Валентин Берлинский побеседовал с корреспондентом ГАЗЕТЫ Ильей Овчинниковым.

- Многие музыканты разных поколений говорят, что работа в струнном квартете - самая изысканная, сложная, интересная и притом самая неприбыльная из всех исполнительских профессий. Так ли это, и почему?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- Импресарио считают, что гонорары, которые получает квартет, сравнимы с гонорарами солистов. Однако в квартете четыре человека, а сумма остается почти той же. Так было всегда - финансовый дефицит, ощущавшийся в квартете, ощущается и по сей день. Но в том-то и дело, что мы не из-за денег начали работать в квартете. Мы думали не о заработке, а только о том, что это кладезь удивительных сочинений, написанных гениальными авторами. И нам хотелось с ними иметь дело.

- «Ты должен радоваться, что играешь хорошую музыку с неплохими музыкантами и получаешь за это еще какие-то деньги!» - так говорил Василий Ширинский, второй скрипач Квартета имени Бетховена. Этот коллектив уже существовал, когда возник ваш ансамбль. До какой степени «бетховенцы» были для вас ориентиром?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- Когда мы появились, Квартет имени Бетховена был в расцвете сил. Они начали в 1923-м, а мы в 1944-м - двадцать лет разницы. Когда мы были студентами, они были профессорами Консерватории. Они уже сыграли полный цикл квартетов Бетховена, массу русской музыки переиграли, были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича, кроме первого и последнего. Поэтому здесь не шла речь о конкуренции, и научились мы у них очень многому. Я с большим пиететом вспоминаю Квартет имени Бетховена в целом и каждого музыканта в отдельности.

- В двадцать лет, когда ваш квартет только возник, думали ли вы, что коллектив войдет в Книгу рекордов Гиннесса и переживет свое шестидесятилетие?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- По крайней мере наша идея была как раз в том, что квартет должен существовать вечно.

- Однако его состав все же существенно менялся: примариуса Ростислава Дубинского сменил Михаил Копельман, затем на смену ему пришел Рубен Агаронян. Спрашивать, какой состав Квартета имени Бородина вы оцениваете выше других, было бы некорректно...

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- Совершенно верно.

- Тогда какие особенности каждого из трех основных составов вы могли бы отметить?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- Что касается особенностей, я считаю не столько по составам, сколько «по головам» - по первым скрипачам: у нас несколько чаще менялась «середина», альт и вторая скрипка.
А первый скрипач - визитная карточка квартета, никуда не денешься от этого, так партитуры авторами написаны. Конечно, каждый состав чем-то отличается от предыдущего, каждый музыкант - творческая индивидуальность с присущими ей качествами. Моя задача, как я всегда считал, сохранить главное - те традиции, которые были заложены в Квартете имени Бородина с самого начала. И это, на мой взгляд, удается. Если говорить о прочтении одного и того же сочинения, возьмем для примера квартеты Бетховена опус 18 и сравним записи, сделанные с Дубинским, с Копельманом, и теперешнюю - какая из них мне ближе? Как это ни странно прозвучит, но самые сильные чувства у меня вызывает наиболее ранняя запись. Первый поцелуй, первое свидание, первое стихотворение - все это остается в памяти особенно крепко.
Говорю лишь о своем ощущении, оно может не совпадать с ощущением слушателя. Сейчас направление квартета остается вполне классическим, но ощущения свободы стало больше.

- Ваша запись пятнадцати квартетов Шостаковича, сделанная с Михаилом Копельманом, считается одной из лучших. Между тем тринадцать квартетов были записаны также предыдущим составом - с Ростиславом Дубинским, и сейчас вы вновь готовитесь к записи полного цикла квартетов Шостаковича. Что нового вам хочется добавить к уже записанным циклам?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- В первую очередь резюмировать опыт последних лет. Мы за эти годы неоднократно сыграли весь цикл, и не могли не возникнуть определенные коррективы - исполнительские, творческие, не меняющие духа сочинений. Некоторые детали были уточнены, кое-что переосмыслено, и мне хочется закрепить теперешний вариант.

- Время от времени Квартет имени Бородина выступает вместе с оркестром «Виртуозы Москвы». Как известно, именно «бородинцы» сидели за первыми пультами этого коллектива в начале его пути 25 лет назад. Как сложилось это сотрудничество?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- На постоянной основе оно продолжалось один год, после чего мы поняли, что это невозможно совместить с квартетом. Однако начало было заложено нами: у меня на кухне мы с Володей Спиваковым придумывали эту идею.

- Поддерживаете ли вы связь с бывшими коллегами по квартету?

ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ:
- Безусловно. Общаемся с Дмитрием Виссарионовичем Шебалиным, он жив и здоров. С Володей Рабеем, с Рудольфом Баршаем иногда встречаемся. С Михаилом Копельманом после его ухода лично у меня контактов нет.

18.01.2005


Вернуться назад.



Hosted by uCoz