|
Интервью Валентина Берлинского газете "Культура"
|
ВАЛЕНТИН БЕРЛИНСКИЙ: "Квартетный вирус у меня в крови"
|
Валентин БЕРЛИНСКИЙ, один из основателей и бессменный виолончелист Квартета имени Бородина, входит в элиту отечественных музыкантов.
19 января 2005 года Валентин Берлинский отметил 80-летний юбилей.
А двумя днями ранее свое 60-летие отметил Квартет Бородина.
- Валентин Александрович, с какими чувствами вы встречаете эту дату?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Если попытаться сказать совсем коротко: с чувством, что прожил жизнь не зря, что мне удалось сделать многое из того, что хотел. И наверное, это самое главное. Дома у меня хранится пожелтевший листок бумаги, датированный 1945 годом, на котором мы, четыре студента Московской консерватории, написали клятву и расписались кровью, в том, что самое дорогое для нас в жизни - это квартет. Вот с тех пор верность этому обязательству я и соблюдаю. Я собираюсь прожить до 80-летнего юбилея квартета. И не просто прожить, а остаться действующим музыкантом и продолжать ощущать радость от того, чем я занимаюсь.
- Музыка какого времени как исполнителю вам ближе всего?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Современная, начиная, пожалуй, с ... Впрочем, это довольно каверзный вопрос, потому что если я скажу, что мой любимый композитор Шостакович, вы у меня спросите, как я отношусь к Генделю или Баху. И всё же мне ближе всего музыка Шостаковича. И в то же время для меня дорога музыка Моцарта или Бетховена. Поэтому скажу так: мое любимое произведение - это то, которое в данный момент стоит у меня на пульте. Я вынужден его любить, потому что иначе не могу играть.
- Известно, что отношения между музыкантами не всегда складываются гладко. Но, насколько мне известно, вы дружите с Мстиславом Ростроповичем?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Совершенно верно, несколько лет тому назад мы с ним отпраздновали 50-летие нашей дружбы. Она началась ещё во время войны, когда мы вместе учились в консерватории у профессора Семёна Козолупова. В то время студенческий квартет только начинал свое существование, и никто не знал, каковы его перспективы. И мы со Славой являлись в некотором смысле конкурентами, но это не мешало нам дружить. Позже, когда я преподавал в музыкальном училище Ипполитова-Иванова, а он в консерватории, то я самых талантливых своих выпускников направлял к нему.
- В годы его изгнания из страны ваша дружба продолжалась?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Да, и я был одним из немногих филармонических музыкантов, кто поддерживал с ним отношения. И однажды меня даже вызвали в соответствующие органы и сказали, что хорошо бы нам перестать общаться. Но я в довольно резкой форме им отказал, сказав, что друзей я не предаю.
- Да и Квартет Бородина тоже, если не ошибаюсь, был каким-то образом связан с диссидентством?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Нет, диссидентами мы никогда не являлись. Правда, в середине 70-х в течение некоторого времени нас не выпускали за границу. Но никакой политической подоплеки в этом инциденте не было. Все произошло по "вине" одного из музыкантов, который пытался провезти домой незафиксированную валюту, кажется, 400 долларов. И когда эта "гигантская" сумма была обнаружена таможенниками, те написали соответствующую «телегу» в Министерство культуры и в выездной отдел ЦК. И нас на два годы сделали невыездными.
- Но в наши дни Квартет Бородина постоянно выступает за рубежом, где-то я читал, что если сложить все ваши поездки, получится, что квартет несколько раз объехал весь земной шар. Скажите, не превращается ли при таком образе жизни понятие Родины во что-то условное и относительное?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Мне даже как-то странно, что вы задаете такой вопрос. Если бы Россия не была для меня родиной, я бы давно уехал, таких предложений поступает достаточно. Но я не уезжаю, и это - принципиальная позиция. К сожалению, слову патриотизм сейчас очень часто придается дурное, иногда даже насмешливо-ругательное значение. Для меня же патриотизм - это не березки и не девушки на берегах реки Оки, кажется, так поется в песне, а что-то гораздо более глубокое. Здесь дело в менталитете, в самом принципе восприятия культуры. По-моему, в конечном итоге не такое уж большое значение имеет, какая партия у власти, кто прошел в Думу и так далее. Важно другое: сама почва, духовная атмосфера, и я ни на что не променяю нашу слушательскую аудиторию. Самый сложный экзамен для меня - концерт в Большом или Малом зале Московской консерватории. Нигде за рубежом я с таким трепетом и волнением не играю, как в Москве. Да и не только в Москве, то же самое я могу сказать и о Нижнем Новгороде, Воронеже, Саратове... Эта слушательская аудитория мне гораздо ближе и дороже, чем публика в Германии, Франции, Англии.
- Многие деятели культуры сейчас уходят в политику, занимаетесь ли этим вы?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Отдаю много времени общественной или, точнее, просветительской деятельности: я - председатель жюри Международного конкурса квартетов имени Шостаковича, также являюсь художественным руководителем Международного фестиваля искусств имени Сахарова в Нижнем Новгороде.
Самая же главная моя общественная работа - это занятия со студентами Академии им. Гнесиных. Общение с молодежью дает мне много сил и как бы их аккумулирует. Эта сторона деятельности для меня не менее важна, чем исполнительская.
Я горжусь тем, что мои ученики выступают в таких известных и популярных коллективах, как "Доминант-квартет", "Вероника-квартет", "Романтик-квартет", "Моцарт квартет" и многих других.
А что касается политики, никаких политических игр я не поддерживаю. Например, на выборах 1999/2000 года мне предлагали участвовать в одном из блоков, но я, естественно, отказался. Так что за политикой только наблюдаю со стороны. Главная же моя забота состоит в том, чтобы наши политики никогда не забывали слова академика Лихачева, что Россию, да и весь остальной мир спасет культура, и если ее не будет, то человечество обречено.
- В концерте, посвященном вашему юбилею, который называется "Три поколения", принимают участие ваша дочь Людмила и внуки Митя и Маша. А вы сами выросли в музыкальной семье?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Да. Мой отец учился играть на скрипке, правда после тяжелой болезни был вынужден бросить музыку и окончил Петербургский университет как юрист. А мама обладала замечательным контральто - не имея музыкального образования, она пела в хоре Всесоюзного радио. А что касается моих квартетных корней - у меня есть фотография, на которой запечатлен Квартет братьев Берлинских, которые в начале XX века в Дворянском собрании Иркутска играли квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена. Так что квартетные вирусы в нашем роду гуляют с тех пор.
- Вы посвятили свою жизнь серьезной музыке, интересно, а как вы относитесь к легким жанрам и слушаете ли что-либо подобное, ведь есть музыкальные шедевры у The Beatles, у Эндрью Ллойда Уэббера, да и у многих других групп и исполнителей?
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Бесспорно. Например, я очень люблю джаз 30-40-х годов. Глена Миллера, Армстронга, Эллу Фитцджералд. Сейчас это уже считается классикой. Названных вами The Beаtles и Уэббера я вполне приемлю и уважаю, хотя специально не слушаю. Но признаю, что это настоящее искусство, в которое вложены большой труд и талант. К сожалению, то, что звучит сейчас по телевидению, чаще всего лишено и того и другого. И даже канал "Культура" недостаточно, как мне кажется, пропагандирует классическую музыку. Как это ни грустно, но нельзя не признать, что интерес к серьёзной музыке сейчас заметно упал. Но думаю, что это проходящий момент, потому что истинное искусство вечно. А вот песни, заполняющие сегодня радио- и телеэфир, - это мотыльки, которые довольно быстро исчезнут, и о них забудут.
- Да, но появятся другие мотыльки. Наверное, что-то аналогичное попсе было всегда. Скажем, в XIX веке большой популярностью у простого люда пользовалась музыка, звучащая в кабаках, на ярмарках...
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Совершенно верно, но тогда это именно была музыка, как вы сказали, звучащая в кабаках и на ярмарках, а теперь этот лубок вышел на большие эстрады, заполонил радио и телевидение и одурманивает миллионы людей. Раньше у нас считалось, что религия затуманивает рассудок - ничего подобного, религия очищает. А вот плохая музыка действует на сознание человека как настоящий наркотик. Множество людей живут как будто зомбированные попсой, и это ужасно.
- Судьба успешного мужчины, причем, не важно в какой именно области, не может сложиться без женщины. Скажите несколько слов о вашей прекрасной половине.
В.БЕРЛИНСКИЙ:
- Через три года мы с моей замечательной супругой отпразднуем золотую свадьбу.
И если бы не она, я, наверное, не смог бы достичь многого. Ведь благодаря Зое я всегда чувствовал и чувствую сейчас надёжный тыл. Познакомился я с ней случайно, можно сказать, пристал к ней на улице, точнее, в метро. Однажды, возвращаясь домой, я увидел потрясающую девушку и загадал, что если она выйдет вместе со мной на Красносельской, то должен буду с ней познакомиться. И представьте себе, она вышла именно там. Я набрался смелости и сказал ей, что такая встреча бывает только один раз в жизни и обязательно хотел бы увидеть ее как-нибудь еще раз. Она улыбнулась и доброжелательно ответила, что как все советские служащие, к девяти утра приходит на работу и поэтому каждый будний день в восемь часов спускается в метро. На следующий день я проводил её до работы и предложил как-нибудь вместе пообедать. Через несколько дней мы встретились в её обеденный перерыв, а еще через полгода - поженились.
Беседу вел Александр СЛАВУЦКИЙ,
газета «Культура»,
27 января - 2 февраля 2005г.
Вернуться назад.
|